Home

МУЗЫКА

Древняя и средневековая армянская музыка, все её формы — крестьянские песни, шараканы или гусанские мелодии при внешней сдержанности выражения обладают богатой ритмикой и мелодичностью. То, что содержит в себе армянская музыка той эпохи, трудно передать словами, наглядное свидетельство её достоинств можно найти в трудах Гераци или Амирдовлата, которые «назначали» песни гусанов в качестве лечебного средства при лихорадочных заболеваниях на почве различных душевных переживаний с явлениями угнетения психики.

А уже в XVIII веке талантливый народный певец (ашуг) Саят-Нова в своей песне о весьма распространённом в Армении музыкальном инструменте «кяманче» (род струнно-смычкового), в последней строфе говорит следующее: «Ты всем даёшь весёлый вид, с тобой опять здоров больной». Подстрочный перевод этого места таков: «Ты (кяманча) радуешь глубоко опечаленное сердце и обрываешь лихорадку у больного».

Обращаясь к музыке дохристианского периода, мы обнаруживаем следы древних гусанских песен, сохранившиеся в эпосе об Ара Прекрасном и царице Шамирам (Семирамиде).

Гусаны, в заслуживающих доверия характеристиках это играющие певцы, которые слагали или передавали содержание эпических песен, выступая перед народом.

Искусство гусанов пережило века и было всегда популярно, в эпоху христианства церковь смирилась даже с тем, что гусаны имели обыкновение по праздникам давать концерты в оградах монастырей, где собирались жители окрестных селений.

Среди музыкальных инструментов раннего средневековья, на которых возможно играли гусаны, мы найдём прототипы скрипки — пандир, бамбир; струнные — тавих, кнар; духовые — сринг, авагпог; ударные — тмбук.

Инструментальную музыку тех отдалённых времён поможет нам представить цитата очевидца — Фавстоса Бузанда, который в IV веке слышал музыку, звучавшую на пиршестве армянского царя: «и барабанщики, и свирельщики, и играющие на лире, и трубачи, каждый на свой лад и на разные голоса вместе загремели».

Течение веков отразилось и на музыкальной культуре народа. Духовная армянская музыка, наследовавшая строй крестьянской песни, развилась в прекрасные образцы напевных произведений для хора — ш а р а к а н ы. В IX веке была изобретена и в XI веке усовершенствована система нотописи — хазы, которая позволяла точно фиксировать мелодию. В средние века создаются собрания духовных песен, которые служат также своеобразными учебными пособиями.

Городская народная песня и инструментальная музыка развиваются, вбирая в себя черты крестьянской песни, элементы восточной и западной культур. Дошедшие до нас отрывки эмоциональных любовно-лирических, бытовых и застольных песен выгодно свидетельствуют об уровне развития армянской средневековой музыкальной культуры. С конца XVII века развивается искусство армянских ашугов, посвященное, в основном, любовно-лирическим и бытовым темам.

Начало XIX века вызывает подъём армянской музыкальной жизни, создаётся новая армянская нотопись, по мнению специалистов, детально разработанная и весьма практичная; она широко применялась в армянской музыке до начала нашего столетия, ею постоянно пользовался Комитас при записи народных песен.

В 1868 году Чухаджяном была написана первая армянская опера — «Аршак II», произведения А. Спендиарова закладывают основу национальной классической симфонической музыки; А. Тиграняном, на основе народного музыкального языка, в 1912 году создаётся опера «Ануш». Творчество М. Екмаляна в области духовной и светской музыки — значительное явление армянской музыкальной культуры. Хоровая обработка Екмаляна музыки армянской литургии «Патараг» — это талантливое обобщение опыта и традиций духовной музыки.

Комитас — великое и трагическое явление армянской национальной культуры. Глубокая интеллектуальность в сочетании с фундаментальными знаниями, полученными в академии Эчмиадзина, консерватории и университете Берлина, позволили ему создать крепкую основу армянской музыкальной фольклористики и науки об армянской народной песне.

«Этнографический сборник» Комитаса, включающий 255 записей, богатая антология армянской крестьянской песни. Тетради Комитаса содержат более 3000 напевов. Значительна и его преподавательская деятельность в Эчмиадзине, работа с церковными хорами. Литургия («Патараг») Комитаса, несмотря на свою незавершённость — бесценная жемчужина национальной культуры.

Разногласия, возникшие у Комитаса с Эчмиадзином, привели к его отъезду осенью 1910 году в Константинополь, сделали через пять лет свидетелем ужасов геноцида, сломили дух композитора и лишили его разума. С 1916 года и до 22 октября 1935 года, дня его кончины в Париже, Комитас не создал более ни одного произведения.

Однако история не замедляет своих шагов и современная нам армянская музыка питается от разветвлённых корней многовековой национальной музыкальной культуры.